visual3dperseption

На основе метода индуцированной виртуальной среды будет исследовано 3d визуальное восприятие человека, как элемент человеко-машинного интерфейса. Рассматривается как пассивное восприятие, так и восприятие в системах с силовой обратной связью. Будет рассмотрена вся «главная триада» стереоскопического зрения (диспарантность, вергенция и аккомодация) и три зоны 3 d восприятия - ближняя, средняя и дальняя. Влияние аккомодации на восприятие будет исследовано с помощью предлагаемого устройства на основе активного гибкого зеркала (элементы адаптивной оптики).
Методы оценки будут применены для экспериментального исследования восприятия в следующих разрабатываемых системах индуцированной виртуальной среды: визуальные и визуально-силовые тренажеры, системы высокого разрешения (системы спекл-интерферометрии) в оптической астрономии, интерактивные системы мониторинга космического пространства для оценки аварий космических аппаратов по изображениям адаптивной оптики.
Тренажёрный комплекс

Тренажерный комплекс

Тестирование тренажёрного комплекса профессиональным горнолыжником
Тестирование тренажёрного комплекса профессиональным горнолыжником

Общий вид виртуальной горнолыжной трассы на экране системы визуализации
Общий вид виртуальной горнолыжной трассы на экране системы визуализации

Виртуальная горнолыжная трасса с эффектом снега, имеющим интесивность I=1.5
Виртуальная горнолыжная трасса с эффектом снега, имеющим интесивность I=1.5

Схема эксперимента для исследования действия адаптивной оптики на аккомодацию при наблюдении виртуальных объектов на разных дистанциях.
Схема эксперимента для исследования действия адаптивной оптики на аккомодацию при наблюдении виртуальных объектов на разных дистанциях.


4.1.Фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект
Феномен трехмерности физического пространства и его восприятия человеком является известной фундаментальной проблемой. С появлением и широким распространением 3d систем визуализации эта проблема вышла на новый уровень актуальности в связи с большим количеством приложений.
Предлагаемый проект направлен на исследование фундаментальной проблемы трехмерности восприятия как элемента человеко-машинного интерфейса. Будет рассмотрена как основная «триада» стереозрения – бинокулярная диспарантность, вергенция и аккомодация, так и признаки трехмерности на больших дальностях. Одновременно будут исследованы возможности 3d восприятия с точки зрения интерпретации и принятия решения по визуальной информации в различных научных и прикладных системах виртуального окружения
4.2.Конкретная фундаментальная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект (если данная задача является дополнением к теме работ, выполняемых авторами по плану своей организации, - указать название и гос. регистрационный номер этой темы)
В рамках проекта будет решена фундаментальная задача математического моделирования и экспериментального исследования 3d восприятия, учитывающая следующие факторы:
- бинокулярное стереозрение в различных режимах (бинокулярное «двухголовое» для средних дальностей (3-7 м), бинокулярное «четырехголовое» с учетом вергенции для ближних и средних дальностей - 0- 7 м); 
- аккомодация в ближней зоне (0 – 3 м) (эксперимент с помощью разрабатываемой установки на основе управляемого гибкого зеркала (элементы адаптивной оптики));
- монокулярное зрение и признаки перспективы на больших дальностях (более 7 м);
- двигательный параллакс;
Разработанные математические модели и экспериментальные установки будут применены в следующих конкретных системах, связанных с необходимостью интерпретации и принятия решения по визуальной информации на основе трехмерного восприятия 
Визуальные и визуально-силовые тренажеры
Интерактивные системы технического зрения
Системы высокого разрешения (системы спекл-интерферометрии) в оптической астрономии 
Системы мониторинга космического пространства для оценки аварий космических аппаратов по изображениям адаптивной оптики
4.3.Предлагаемые методы и подходы (с оценкой степени новизны; общий план работ на весь срок выполнения проекта)
Перечислим основные признаки, которые формируют трехмерное восприятие человека и будут исследованы [1].
В монокулярных двумерных изображениях:
Перспектива, размеры известных объектов, детали, заграждение, освещение, затенение, относительное движение. 
В бинокулярных системах: 
Бинокулярная диспарантность. Это различие в изображениях спроецировавшихся на задней стенке глаза (а после и на зрительную зону коры головного мозга), связанное с тем, что глаза разнесены по горизонтали на межглазное расстояние и по-разному ориентированы в пространстве. 
Кроме диспарантности (которая считается главным фактором стереоскопического зрения) на формирование объёмного образа 3D-среды действуют еще два очень важных фактора:
Вергенция (вращение глазных яблок в горизонтальной плоскости при поиске положений оптических осей, дающих минимально достижимую диспарантность).
В системах, воспроизводящих волновой фронт:
Аккомодация (изменение кривизны хрусталика, необходимое для изменения фокусного расстояния хрусталика глаза, при настройке восприятия на определенную глубину).
Математическое моделирование приведенных выше признаков трехмерного восприятия будет проводиться на основе методов, изложенных в [1,14,15]. Высокоточная модель стереозрения в ближней зоне для экспериментальных исследований предлагается впервые.
В основе экспериментальных исследований лежит метод индуцированной виртуальной среды, который позволяет исследовать 3d визуальное восприятие, как элемент человеко-машинного интерфейса [8,10,11,13].
Вкратце метод сводится к следующему:
1. С помощью физических моделей предметной области моделируются параметры индуцированной виртуальной сцены (ориентация и положение 3d объектов, источников освещения, параметры камеры и сенсоров). Для рассмотренных визуально силовых тренажеров физические модели описаны в [2,3,6,7]. Для систем мониторинга космического пространства принципы моделирования приведены в [4,5,17,20], а для астрономической системы спекл-интерферометрии в [16,18] 
2. Отображается индуцированная виртуальная сцена с помощью современных средств 3d стереопроекции в различных режимах (бинокулярное, монокулярное, с учетом визуальных искажений (различные параметры видимости, освещенности, турбулентности атмосферы))
3. Оценивается степень 3d восприятия. Для визуально силовых тренажеров - время реакции, адекватность восприятия. Для интерактивных систем технического зрения и мониторинга космического пространства - эффективность визуального распознавания [5,16,19,21]. При этом будут использоваться различные виды сцен – с преобладанием ближней зоны, средней, дальней, а также различные их комбинации. 
4. Для ближней зоны отдельно рассматривается влияние аккомодации на восприятие с помощью предлагаемого устройства на основе активного гибкого зеркала (элементы адаптивной оптики) [1,2,3].
5. В случае систем, реализующих интерпретацию и принятие решений по визуальной информации, синхронно с индуцированной виртуальной сценой отображаются соответствующие визуальные и дополнительные данные
В перечисленных публикациях коллектива авторов предлагаемого проекта изучены отдельные стороны проблемы трехмерного восприятия и намечены основные пути и подходы к дальнейшему исследованию. В проекте впервые предлагается провести комплексное исследование на основе сделанного задела. Предлагается объединить задачи чистой визуализации, которые свойственны тренажерной тематике [1,7,14] с проблемами принятия решений и обратными задачами. Данный подход показал высокую эффективность при оценке аварийной ситуации с космической станцией «Фобос-Грунт». Разрабатываемые методы привели к единственным в России результатам оценки трехмерной ориентации аварийной межпланетной станции «Фобос-Грунт», принятых научным сообществом в качестве достоверных. Эффективность полученных оценок связана с использованием возможностей 3d восприятия оператором индуцированной виртуальной сцены и синхронного отображения визуальной информации (последовательности изображений адаптивной оптики) в режиме человеко-машинного интерфейса [5,19,22]. Аналогичных результатов по «Фобос-Грунт» в опубликованных международных работах обнаружено не было.
В программной части проекта будет применена современная идеология «Унифицированного процесса разработки программного обеспечения (USDP, RUP)». Особое внимание будет уделено применению «Унифицированного языка макетирования программ (UML)» при разработке единой технологии тренажеров с силовой обратной связью и систем индуцированной виртуальной среды. Будет уделено также внимание использованию программных каркасов (Frameworks) и шаблонов (Patterns). 
Работа будет проводиться в три этапа. 
Первый этап (январь-декабрь 2013 г.) 
1. Разработка математической модели оценки 3d восприятия в человеко-машинных интерфейсах
2. Разработка математической модели точного бинокулярного зрения и канала генерации аккомодации. Программирование.
3. Разработка методов и программ генерации индуцированных виртуальных сцен для оценки 3d восприятия в следующих системах (с возможностью изменения факторов визуальной видимости):
- в визуально силовых тренажерах; 
- системе интерактивного технического зрения мониторинга космических аппаратов;
- системе восстановления изображений в астрономической спекл-интерферометрии. 
4. Разработка методов и программ оценки качества входной визуальной информации 
5. Разработка математической модели формирования индуцированных виртуальных сцен для эксперимента по влиянию аккомодации.
6. Разработка макета устройства для экспериментов по анализу аккомодации.
7. Предварительные эксперименты оценки 3d восприятия в человеко-машинных интерфейсах для реализованных систем виртуального окружения
Второй этап (январь-декабрь 2014 г.)
1. Разработка программ генерации индуцированных виртуальных сцен авиационного тренажера для моделирования посадки
2. Стыковка программ генерации индуцированных виртуальных сцен с устройством по аккомодации
3. Проведение экспериментов для оценки влияния роли аккомодации
4. Проведение экспериментов по оценке всей совокупности факторов 3d восприятия.
На третьем этапе (январь-декабрь 2015 г.) 
1. Испытание прототипа системы для исследования 3d восприятия в человеко-машинных интерфейсах
2. Проведение опытной эксплуатации. Устранение недостатков
3. Подготовка технической документации и инструкций по эксплуатации.
5. Анализ результатов экспериментов и выработка рекомендаций по требованиям к системам виртуального окружения.
6. Научный отчет по перспективам развития адекватности 3d восприятия в системах виртуального окружения.
4.4.Ожидаемые в конце года научные результаты
1. К концу 2013 года будет проведен аналитический обзор возможностей моделирования 3d восприятия в человеко-машинных интерфейсах. 
2. Разработаны методы и программы генерации индуцированных виртуальных сцен в рассматриваемых системах.
3. Разработаны методы оценки 3d восприятия.
4. Разработан макет устройства для оценки роли аккомодации в 3d восприятии.
5. Получены предварительные экспериментальные результаты по оценке 3d восприятия для различных факторов видимости и схем формирования индуцированных виртуальных сцен
4.5.Современное состояние исследований в данной области науки, сравнение ожидаемых результатов с мировым уровнем
Вопросы 3D восприятия и человеко-машинного интерфейса исследуются уже достаточно давно. Следует отметить пионерские работы академика Б.В. Раушенбаха соратника Ю.П. Королева («Пространственные построения в древнерусской живописи», М.:Наука,1975; «Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы», М.:Наука, 1986; «Геометрия картины и зрительное восприятие», СПб.:Азбука-классика, 2001) и американского ученого Д.Марра (“Vision: a computational investigation into the human representation and processing of visual information”, Freeman, San Francisco, 1982,) 
Большое внимание визуальному восприятию движения уделяется в экспериментальной психологии. В частности, там рассматриваются нейрофизиологические вопросы определения траектории и параметров движения. Связь визуального восприятия и адекватные действие спортсмена интенсивно изучается в спортивной психологии, биомеханике, кинезиологии. Существует большое число работ, посвященных данной тематике в конкретных видах спорта. Факторы, влияющие на процессы визуального восприятия, исследуется во многих видах спорта, в первую очередь, в «игровых», где успех спортсмена зависит от скорости и адекватности восприятия быстро меняющейся 3D-среды
Технология виртуального окружения для задач восприятие - действие стала применяться сравнительно недавно. Команда Bunraku (INRIA, Франция) осуществляет проект, посвященный изучению восприятия, решений и действий реального и виртуального человека в виртуальной среде.
Проблемы восприятия в тренажерах имеют большое значение для адекватных реакций тренируемого. Особенно это важно в быстроменяющихся динамических сценах. 
Перечисленные ранее три фактора (диспарантность, вергенция и аккомодация) образуют «главную триаду» стереоскопического зрения. На самом деле таких факторов гораздо больше, и в последнее время значительное внимание стали уделять ещё одному фактору, который по силе воздействия, вероятно, можно поставить на четвёртое место – это рефлекторная связь меду аккомодацией и вергенцией. Об этой связи известно достаточно давно, и сегодня всё больше внимания уделяется конфликту аккомодации и вергенции [1], который особенно сильно проявляется в ближней зоне визуализации (не более 3-5 метров в глубину сцены). 
Следует заметить, что в существующих на сегодняшний день интерфейсных устройствах виртуальной реальности связь аккомодации и вергенции стараются не использовать, а, наоборот, нейтрализовать. Для этой цели, как известно, используется LEEP-оптика (удаляющая от наблюдателя мнимое изображение 3D-сцены), которая искажает константность зрительного восприятия и кинестетическй образ 3D-среды.
Полное воспроизведение условий бинокулярного восприятия 3d-пространства возможно только в голографических дисплеях, которые находятся в настоящее время в стадии разработок, далёких от завершения. В то же время, имеется ряд подходов, позволяющих воспроизводить соответствующие адекватному восприятию 3D-объектов параметры волнового фронта с помощью активной (адаптивной) оптики) без применения дифракционных решёток. Здесь следует отметить работы коллектива «Лаборатории технологии человеко–машинного интерфейса» (HIT Laboratory, Вашингтон) - Schowengerdt B.T., Seibel E.J., Kellya J.P., Silvermana N.L., Furness T.A. Ими предложена схема полной генерации волнового фронта с помощью системы адаптивной оптики. В этой же лаборатории предложена идея ретинального дисплея (непосредственное излучение лазерного луча на сетчатку глаза с помощью микро-электромеханического активного зеркала). В настоящее время эти идеи не нашли практического применения.
Нами предложен следующий вариант двухканальной системы, совмещающей бинокулярность и возможность учета аккомодации [1]. Этот вариант подходит для виртуальных сцен с выделенным объектом фокусировки. Система состоит из двух каналов. Первый канал воспроизводит выделенный объект сцены, на который должна осуществляться фокусировка с помощью адаптивной оптики (OKOTECH) в соответствии с дальностью до него в виртуальной сцене. Второй канал воспроизводит остальную часть виртуальной 3D сцены. Аналогичных проектов в известной литературе не обнаружено. 
В целом, аналогов предлагаемых комплексных исследований 3d восприятия в системах виртуального окружения не имеется.

4.6.Имеющийся у автора (авторского коллектива) научный задел по предлагаемому проекту: полученные ранее результаты, разработанные методы
Коллектив реализовал проект « Разработка модели высокоточного формирования бинокулярного изображения» (грант РФФИ 10-07-00513). Авторами разработан прототип визуально-силовых тренажерных комплексов на базе традиционных систем виртуального окружения в рамках проекта : -«Исследование и разработка человеко-машинных интерфейсов с силовой обратной связью» поддержан грантом РФФИ 08-07-00399. Проект «Создание технологии виртуального окружения для решения проблем распознавания космических аппаратов и оценки их параметров по земным наблюдениям» поддержан грантом РФФИ 02-01-01063. Авторский коллектив более 15 лет занимается разработкой систем виртуального окружения, активно сотрудничает с Фраунгоферовским институтом медиакоммуникаций (Санкт-Августин, Германия) ведущим зарубежным центром по разработке систем виртуального окружения. В рамках этой работы накоплен большой опыт практического решения этих задач. В частности, в последние годы авторами были успешно выполнены международные проекты: – «Исследование и разработка систем виртуального окружения для задач математики и физики» поддержан грантом РФФИ 99-01-00451– «VEonPC разработка и создание системы виртуального окружения на кластере персональных компьютеров» поддержан грантом РФФИ 01-07-90327– «Восстановление трехмерных сцен на основе множества изображении , полученных реальными оптическими системами» поддержан грантом РФФИ 02-01-01063– «Создание прототипа ситуационного центра для задач исследования космоса и имитации сценариев пилотируемых полетов в виртуальном окружении» поддержан грантом РФФИ 05-07-08021. Научные результаты, полученные при выполнении этих проектов были доложены на Международных конференциях и семинарах по научной визуализации в США, Германии и России. Созданные программные инструментальные средства для визуализации многомерных научных данных демонстрировались на выставках CeBIT-2001,-2002,-2009 и MESSE-2001 в Ганновере, Германия, на Юбилейной выставке РФФИ-2002 в Москве, на выставке ЭКСПО-НАУКА 2003 в Москве
Результаты исследований коллектива по 3d восприятию излагались на международных конгрессах - 4th ICSS-2007, 5th ICSS-2010, St. Christoph, Austria и международных конференциях - International Conference on Cyberworlds (CW 2011), Canada, Banff, 19 International Conference GraphiCon-2009 Russia, Moscow. Доклад, на конференции Cyberworlds (CW 2011), Canada, Banff получил премию за лучшую работу, представленную на конференции.
В процессе реализации указанных грантов разработаны следующие методы:
Технология индуцированной виртуальной среды (окружения).
Визуально силовые человеко-машинные интерфейсы с силовой обратной связью.
Геометрические модели высокоточного формирования бинокулярного изображения виртуальной среды в ближней зоне.
Технология моделирования изменения волнового фронта для выделенного объекта на основе активных гибких зеркал. 
Технология интерактивных систем технического зрения с использованием индуцированной виртуальной среды
Принципы мониторинга космической обстановки на основе совместного использования методов виртуального окружения и статистической теории обратных задач.
Проведены предварительные оценки 3 d восприятия в визуально – силовых тренажерах для различных параметров видимости.
Большинство предлагаемых методов являются оригинальными и новыми. Аналогичных публикаций в доступной литературе обнаружено не было.


4.7.1Список основных публикаций коллектива, наиболее близко относящихся к предлагаемому проекту (каждая с новой строки)
[1] Vladimir Aleshin, Valery Afanasiev, Alexander Bobkov, Stanislav Klimenko, Vitaly Kuliev, and Dmitry Novgorodtsev, Visual 3D Perception of Motion Environment and Visibility Factors in Virtual Space, Transaction on Computer Science, XVI, Lecture Notes on Computer Science 7380, Springer-Verlag Berlin Heidelberg pp. 17–33, 2012 [2] Vladimir Aleshin, Valery Afanasiev, Alexander Bobkov, Stanislav Klimenko, Vitaly Kuliev, Dmitry Novgorodtsev, Visual 3d perception of the ski course and visibility factors at virtual space, 2011 International Conference on Cyberworlds (CW 2011), Canada, Banff, Proc. of International Conference on Cyberworlds 2011, Banff, Canada, pp. 222-228 [3] Vladimir Aleshin, Stanislav Klimenko, Alexander Bobkov, Dimitrij Novgorodtsev, A Visual 3d Perception of the Ski Course and Skiing Results, Proc. of the 5 th. ICSS-2010, St. Christoph, Austria, Meyer&Meyer Sport (UK), pp. 59-68, 2012 [4] Vladimir Aleshin, Stanislav Klimenko, Dmitry Novgorodcev. Space objects localization and recognition using an adaptive optical observation system, Proc. of the 19 International Conference GraphiCon-2009, Moscow, Russia, ISBN 978-5-317-02975-3 УДК 004.9, pp.311-313, (citeseerx.ist.psu.edu /doi =10.1.1.169.8578 ) [5] В.П.Алешин, Д.Д.Новгородцев, Е.А.Гришин, В.Д.Шаргородский, Интерактивная система технического зрения для мониторинга состояния космических аппаратов (КА), Сборник трудов научно-технической конференции «Техническое зрение в системах управления, мобильными объектами», ИКИ РАН, Москва, ISSN 2075-6836, стр. 1-14, в печати, 2012 [6] Vladimir Aleshin, Stanislav Klimenko, Mikhail Manuilov, Leonid Melnikov. (2007). Alpine Skiing And Snowboarding Training System Using Induced Virtual Environment. Proc. of the 4th ICSS-2007, St. Christoph, Austria, Meyer&Meyer Sport (UK),pp. 137-144, 2009 [7] Aleshin V, Klimenko S, Astakhov J, Bobkov A, Borodina M, Volegov D, Kazansky I, Novgorodtsev D, Frolov P.(2009). 3D scenes simulation, animation, and synchronization in training systems with force back-coupling, Proc. of the 19 International Conference GraphiCon-2009, Moscow, Russia, pp.166-170. [8] Алешин В.П., Афанасьев В.О., Байгозин Д.А., Батурин Ю.М., Клименко С.В., Система визуализации индуцированного виртуального окружения: состояние проекта // В сборнике трудов 14-й Межд. Конф. «Графикон-2004», – М.: Изд-во МГУ, 2004, – 318 с., 12-15 с. [9] Алешин В.П., Афанасьев В.О, Клименко С.В., Новгородцев Д.Д,. Методы визуализации в обратных задачах мониторинга космических аппаратов. Труды международной конференции «Трехмерная визуализация научной, технической и социальной реальности. Кластерные технологии моделирования» г. Ижевск 2009, ISBN 978-5-93972-720-4, С. 116-119 [10] Алешин В.П., Афанасьев О.В., Клименко С.В., Лавров В.В., Новгородцев Д.Д. Рындин Ю.Г,. Методы компьютерной графики и индуцированного виртуального окружения в задачах обработки некоординатной информации // Вопросы радиоэлектроники. –№4, 2007. – С.52-72. [11] Алешин В.П., Клименко С.В., Лавров В.В., Новгородцев Д.Д. Моделирование оптических изображений и фотометрических сигналов с помощью физически-аккуратного рендеринга и технологии индуцированного виртуального окружения // Вопросы радиоэлектроники. – №4, 2007. – С. 73-90. [12] Алешин В.П., Афанасьев В.О., Байгозин Д.А., Батурин Ю.М., Даниличева П.П., Казанский И.П., Клименко С.В., Никитин И.Н., Никитина Л.Д., Серебров А.А.,Слободюк Е.А., Уразметов В.Ф., Фомин С.А. Системы визуализации и виртуального окружения и их применение в науке, образовании, промышленности Аппликативные вычислительные системы: Труды конференции по аппликативным вычислительным системам (АВС’2008), Москва, 29-30 мая 2008 г. / Под ред. В.Э. Вольфенгагена. – М.: НОУ Институт Актуального образования «ЮрИнфоР-МГУ», 2008. – VIII C.226-231 с [13] Алешин В.П., Афанасьев В.О. Байгозин Д.А., Батурин Ю.М. и др. ПРОЕКТ: Разработка и создание индуцированной виртуальной среды для задач исследования космоса // В сб. Трудов 3-й Международной конференции «VEonPC-2003 Системы виртуального окружения на Linux-кластерах персональных компьютеров» — Москва, Ханты-Мансийск, Протвино: Изд-во ИФТИ, 2003, С.55-70 [14] Алешин В.П., Афанасьев В.О., Байгозин Д.А., Бурлаков С.К., Клименко С.В. Высокоточная визуализация индуцированного виртуального окружения в перспективных космических тренажерных системах и центрах управления космическими полетами// В сб. Технические средства и технологии для построения тренажеров. Труды 5-го научно-технического семинара, Звездный городок, РИО РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина, 2004, С.49 [15] Афанасьев В.О., Клименко С.В. Геометрические модели высокоточного формирования бинокулярного изображения виртуальной среды в ближней зоне//В сб. Трудов XLVII научной конференции МФТИ, М.: Корп. «Ланит», 2004, 206с., с.190-201 [16] Алешин В.П., Балега Ю.Ю., Гришин Е.А., Максимов А.Ф., Дьяченко В.В., Малоголовец Е. В., Комаринский С.Л., Новгородцев Д.Д., Шаргородский В.Д., Большеапертурные телескопы в задачах получения изображений геостационарных космических аппаратов для целей ситуационной оценки космической обстановки. Электромагнитные волны и электронные системы, 3’2011 г., т.16, стр. 9-17, М, «Радиотехника».
4.7.2Список основных (не более 5) публикаций руководителя проекта в рецензируемых журналах за последние 3 года (независимо от их тематики; каждая с новой строки)
[17] В.П.Алешин, Д.Д. Новгородцев, В.Г. Выгон, Е.А. Гришин, В.Д. Шаргородский, Мониторинг аварийных ситуаций ИСЗ на основе измерений и прогноза изображений адаптивной оптики и фотометрических сигналов, Международная конференция «Околоземная астрономия 2011», Красноярск, Вестник СИБГАУ, вып. 6(39), стр.159-165. [18] В.П.Алешин, Ю.Ю. Балега, А.Ф. Максимов, С.Л. Комаринский, Д.Д. Новгородцев, Спекл-интерферометрия геостационарных ИСЗ: реальность и перспективы, Международная конференция «Околоземная астрономия 2011», Красноярск, Вестник СИБГАУ, вып. 6(39), стр.154-158. [19] Aleshin V.P., Grishin E.A., Novgorodtsev D.D., Shargorodsky V.D., Monitoring of near-space anthropogenic pollution by observation of the Altay laser-optical center, International Conference On One Wave- Two Wave Laser Range Estimation, Snt.- Peterburg, pp. 76 -78, 2012. [20] Алешин В.П., Гришин Е.А., Иншин П.П., Новгородцев Д.Д., Шаргородский В.Д., Оценка аварийных ситуаций на космических аппаратах по изображениям адаптивной оптики Алтайского оптико-лазерного центра, Электромагнитные волны и электронные системы, 3’2011 г., т.16, стр. 30-35, М., «Радиотехника». [21] Новгородцев Д.Д., Алешин В.П., Гришин Е.А., Юрасов В.С. Методы и программы прогноза оптических изображений и фотометрических сигналов космических аппаратов (КА), Электромагнитные волны и электронные системы, 3’2011 г., т.16, стр. 18-29, М., «Радиотехника». [22] V.P. Aleshin, E.A. Grishin, V.D. Shargorodsky, D.D. Novgorodtsev, Altay Optic-Laser Center Capability To Satellites Emergencies Estimation, 9th US/Russian Space Surveillance Workshop, Listvyanka, Irkutsk, pp. 1-23, 2012 in press.
ĉ
Andrey Klimenko,
29 мая 2013 г., 7:04
Comments